Глоссарий

Глоссарий по аббревиатурам и профессионализмам, которые используются в описании техники ЧЕТРА и ее паспорте.

DIMS – распределительная информационная система, устанавливаемая на экскаваторах ЧЕТРА. С помощью датчиков, установленных на двигателе экскаватора и в гидравлической системе, контроллер осуществляет сбор, обработку и анализ информации о работе машины. На основании этих данных он дает команды электронному блоку управления двигателя и гидравлике и осуществляет непосредственное управление работой этих систем. Управление работой двигателя осуществляется с помощью контроля количества поступающего топлива, а управление работой гидросистемы – с помощью настройки регуляторов насосов, логического блока и гидрораспределителя.

Обработанная информация о работе двигателя и гидравлической системы также поступает на устройство записи основных параметров машины, конструктивно находящееся в контроллере («чёрный ящик»), передается по связи GPRS на завод-изготовитель (в данном случае в ОАО «Промтрактор») для определения возможных перегрузок и ошибок оператора при работе и выводится на монитор для информирования оператора.

FOPS - Falling-object protective structures или защита от падающих объектов: конструктивный элемент безопасности кабины, предназначенный для защиты оператора от возможного падения грузов/материалов сверху на кабину; 

LS-гидросистема - гидросистема, чувствительная к нагрузке, применяемая на всех моделях тракторов ЧЕТРА. 

LUDV-гидросистема - гидросистема, позволяющая производить совмещенные операции независимо от нагрузки и скоростей операций, применяется на тракторах ЧЕТРА с гидроузлами BOSCH REXROTH;

ROPS - Roll-over protective structures или защита при опрокидывании: рама безопасности, предназначенная для защиты оператора при опрокидывании машины;

Отвал бульдозера – бывает трех типов: прямой, полусферический и сферический

Прямой отвал - наиболее эффективен при разработке грунтов нормальной и повышенной прочности, обладает большой проникающей способностью. Имеет наибольшие значения удельной мощности и тяги на режущей кромке, быстро заглубляется в грунт и быстро наполняется. Прочность конструкции делает его пригодным для силового резания и перемещения грунта, особенно для резания тяжелых скальных пород.
Регулируемый перекос в поперечной плоскости  увеличивает его универсальность и производительность на прочных грунтах.

Полусферический отвал - наиболее эффективен при разработке грунтов нормальной и повышенной прочности, обладает большой проникающей способностью. Имеет наибольшие значения удельной мощности и тяги на режущей кромке, быстро заглубляется в грунт и быстро наполняется. Прочность конструкции делает его пригодным для силового резания и перемещения грунта, особенно для резания тяжелых скальных пород.
Регулируемый перекос в поперечной плоскости  увеличивает его универсальность и производительность на прочных грунтах.

Сферический отвал - обладает хорошей накопительной способностью, поэтому он применяется для перемещения больших масс грунта на значительные расстояния, планировки больших площадей, мелиорации, отвала грунта, штабелирования сыпучих материалов, загрузки бункеров с эстакад и др. Отвал малоэффективен при копании грунтов категории II и выше из-за длинной режущей кромки. 

Отвальная поверхность сферического или универсального отвала состоит из одной центральной и двух боковых секций с цилиндрической поверхностью. 

Трансмиссия - совокупность сборочных единиц и механизмов, соединяющих двигатель с ведущими колесами транспортного средства или рабочим органом станка, а также системы, обеспечивающие работу трансмиссии.  

Типы трансмиссий
Гидромеханические трансмиссии - имеют гидромеханическую коробку передач, в состав которой входят гидродинамический преобразователь момента (гидротрансформатор, комплексная гидропередача) и механический редуктор. Преимущества этих трансмиссий состоят в автоматическом изменении крутящего момента в зависимости от внешних сопротивлений, возможности автоматизации переключения передач и облегчении управления, фильтрации крутильных колебаний и снижении пиковых нагрузок, действующих на агрегаты трансмиссии и двигатель, и в повышении вследствие этого надежности и долговечности поршневого двигателя и трансмиссии. 

Гидростатические трансмиссии по сравнению с гидромеханической характеризуется: 
1) более высокой производительностью: меньшее число элементов привода (нет гидротрансформатора, коробки передач, главной передачи) позволяет передавать крутящий момент от двигателя с меньшими потерями, тяговое усилие бульдозера не зависит от числа оборотов двигателя;

2) выше маневренность и точность траектории движения: разворот на месте за счет вращения гусениц в противоположные стороны, движение по криволинейной траектории за счет плавного бесступенчатого поворота без разрыва потока мощности, подводимого к обеим гусеницам; 

3) выше комфорт управления: нет тормозных педалей, рычагов включения фрикционов, рычага переключения передач;  

4) проще в обслуживании, ниже трудоемкость его выполнения: отсутствие ряда узлов и агрегатов (гидротрансформатора, коробки передач, главной передачи, механизмов поворота и тормоза); 

5) экономичнее: расход ГСМ меньше на 10-15% при тех же тяговых характеристиках (двигатель работает с постоянными оборотами независимо от скорости движения, не разгоняясь и не притормаживая); 

6) ниже уровень внешнего шума.

УХЛ - климатическое исполнение машины под умеренный и холодный климат. Такие машины могут эксплуатироваться с полной нагрузкой в интервале температур окружающего воздуха от минус  50С до плюс 35С; 

ЯБР – трактор, оснащенный двигателем ярославского моторного завода (Я) и агрегатированный бульдозерным отвалом (Б) и срыхлителем (Р).